Студенты, получающие образование в учебных заведениях по педагогическому направлению, должны проходить практику в школе и писать по ней отчет. Независимо от вида стажировки, отчеты по школьной практике должны быть правильно оформлены и четко излагать мысль студента. Для чего рекомендуется ознакомиться с общепринятыми ГОСТами и методическими указаниями по составлению таких итоговых документов, а также рассмотреть представленные образцы по основным направлениям связанных с педагогической деятельностью.
Цель и задачи прохождения практики в школе
Главной целью стажировки в школьном учреждении является закрепление полученных теоретических знаний на практике. Также прохождение практики в учебно-воспитательном заведении предусматривает и другие немаловажные цели, среди которых следует выделить следующие:
- овладение основными профессиональными качествами;
- развитие преподавательской компетенции;
- формирование личности школьного работника (учителя).
Для достижения этих целей, учащемуся необходимо выполнить следующие задачи:
- получить профессиональные навыки, которые позволят в дальнейшем осуществлять учебно-воспитательную работу;
- освоить современные технологии, применяемые в воспитательном и учебном процессах;
- получить практические знания в области психологических и педагогических дисциплин;
- ознакомиться с работой преподавательского состава имеющего передовой опыт в той или иной профессиональной деятельности;
- внести свои коррективы в воспитание и обучение учеников;
- ознакомиться с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- овладеть исследовательским и творческим потенциалом;
- научиться самоанализировать свою деятельность;
- ознакомиться с нюансами самостоятельного составления учебных конспектов и календарно-математических планов. Данное задание особенно важно для производственной практики.
В зависимости от вида стажировки, специализации студента и методических рекомендаций ВУЗа, суть и количество практических задач может изменяться.
По окончании практики стажер в обязательном порядке должен составить грамотный и правильно-сформулированный отчет.
Требования к написанию отчета по практике
Основным и самым главным требованием по оформлению итоговой работы по стажировке в школе является соблюдение общепринятых ГОСТов, которые регламентируют следующие правила:
- размер готовой работы должен варьироваться от 30 до 45 страниц печатного текста;
- документ формируется на белых ксероксных листах формата А 4;
- текстовая часть формируется четырнадцатым шрифтом «Times New Roman». Когда прописываются заголовки, следует использовать жирный шрифт шестнадцатого размера;
- для всего документа цвет шрифта устанавливается в автоматическом режиме (черный);
- при формировании текстовой или графической части устанавливаются отступы: с левой стороны страницы – 25-30 миллиметров, с правой – 15-20 миллиметров, снизу и сверху – по 20 миллиметров;
- выполнения документа должно производиться в книжной ориентации и сшиваться с левой стороны страниц;
- междустрочный интервал для текстовой части устанавливается полуторный;
- все страницы (кроме титульного листа и содержания) должны иметь сквозную нумерацию.
Также очень важным нюансом по грамотному составлению отчетов по практике в среднем общеобразовательном учреждении, является соблюдение его структуры и отображение следующей информации:
- Обложка (титульный лист). Здесь необходимо прописать полное название учебного заведения, где обучается студент, название самого документа, вид практики, дата ее начала и окончания. Дальше указывается кафедра, группа, курс и ФИО учащегося, а также ФИО научного преподавателя и ФИО руководителя стажировки (или другие ответственные лица) от организации, где осуществлялась практическая деятельность студента. Внизу страницы (по центру) обязательно следует отобразить город, в котором находится университет, и год составление итоговой работы.
- Содержание. В нем прописываются все главы (части) отчета и их постраничная нумерация. В данном случае нужно сказать, что для оформления содержания не предусмотрено каких-либо правил. Поэтому студент может его формировать по своему усмотрению.
- Введение. В этой части ученического документа необходимо отразить цели стажировки и поставленные перед студентом задачи. Также следует указать период прохождения стажировки, дать характеристику учебно-воспитательного учреждения, описать основные функции преподавательской деятельности, используемые методические средства и др.
- Глава 1. В данной главе учащийся должен рассказать о том, что во время стажировки он оказывал педагогическую помощь ученикам в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения по разным темам и расширении их кругозора. Также стоит указать, что стажером создавались благоприятные условия для поддержания стабильного психического и физического здоровья детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей. В последнем абзаце данной главы следует сделать акцент на том, что вся проведенная практическая работа студента позволила сформировать определенную самостоятельность среди школьников и расширить их возможности для дальнейшего развития художественных, трудовых навыков.
- Глава 2. Здесь учащемуся нужно отразить учебно-воспитательные мероприятия, в которых он участвовал за период практики, в том числе спортивно-оздоровительные, художественные, эстетические, военно-патриотические, научно-познавательные и туристическо-краеведческие. Также следует кратко описать работу, проводимую с родителями школьников, и органами муниципального самоуправления, чья деятельность направлена на организацию и снабжение ученического процесса. Не лишним будет прописать методическую и аналитико-диагностическую деятельность стажера, а также его административный контроль в школе.
- Выводы или заключение. В заключительной части итоговой работы необходимо написать, что за время прохождения стажировки студент подробно ознакомился с профессиональной деятельностью школьного учреждения, его руководящим составом и педагогами. Освоил все поставленные перед ним цели и задачи (в случае невыполнения каких-либо заданий по практике, учащемуся требуется отобразить причины, по которым он не смог их выполнить).
Дальше нужно перечислить уставные документы школы, на основании которых осуществляется организация среднего образования, в том числе обязательно нужно указать на основные положения устава и локальные акты учреждения.
В следующем абзаце отображается количество самостоятельно проведенных уроков и их самоанализ, также здесь следует указать на овладение способностями грамотно составлять расписание ученических занятий и формировать учебную программу для определенных классов.
В конце данного раздела можно описать приоритетность выбранного направления в преподавательской деятельности и кратко осветить ее перспективы.
Список литературы. Здесь нужно перечислить методические рекомендации учебного заведения и другую материальную базу, которая использовалась практикантом во время стажировки.
Также итоговый документ по стажировке в школе должен включать заполненный студентом дневник, его характеристику и необходимые приложения.
Образец отчета по практике в школе
Стоит учитывать, что содержание отчета также зависит от специализации (направления) школьного учреждения и по какой дисциплине проходила стажировка студента. Поэтому, чтобы больше узнать об отчетах по соответствующему направлению, рекомендуется ознакомиться с их образцами.
Итоговый документ по практике психолога в школе
В данном случае следует описать рабочий кабинет психолога, расположенного в школе, применяемую литературу, роль психологии в жизни учеников и педагогов, их общение друг с другом. Также следует отразить, что во время практики стажер уделял особое внимание на взаимодействие учителей с учениками, отношения между преподавательскими коллективами и на эмоциональное мышление школьников.
В заключении такого документа, учащемуся нужно поделиться самостоятельно проведенным анализом своей профессиональной деятельности, кратко рассказать о существующих личностных проблемах в педагогике и перечислить общие методы изучения своей специальности.
Отчет по стажировке по физической культуре в школе
Преподавание физкультуры в обычной общеобразовательной средней школе является достаточно своеобразным направлением преподавательской деятельности. Это объясняется тем, что преподавание физкультуры имеет свои методики исследования физической подготовки учеников.
Поэтому при составлении итоговой работы важно отметить значимость спорта в жизни школьников, указать на спортивные достижения учеников, участвовавших в соревнованиях, и произвести оценку своей физической подготовки. В заключении такого документа студент должен отразить результаты своей практической деятельности, которую он выполнял в роли учителя физкультуры в школе.
Отчет по логопедической практике в школе
Данный итоговый документ должен включать в свое содержание нюансы работы логопеда, который ведет свою трудовую деятельность в образовательном учреждении, рассказать о работе с медицинской документацией и применяемой техникой в логопедической практике. Не лишним будет указать, что в период прохождения стажировки, человек осуществлял индивидуальную беседу со школьниками различной возрастной категории, в результате которой находил правильный подход лечения.
В выводах необходимо отразить часто всплывающие проблемные вопросы, касающиеся его профессии в школе, предложить способы по их решению и осветить новейшее применяемое оборудование, которое предназначается для установления правильной речи у детей.
Отчет по практике социального педагога в школе
В основной части документа следует отразить подробное ознакомление с учебным заведением, в том числе количество преподавателей, которые работают в данном учреждении. Также стажер должен указать на то, что он самостоятельно определял уровень благосостояния ребенка и воспитательные возможности семьи. Для выявления социальных нюансов ученикам следует дать заполнить специальные тесты.
Не лишним будет указать на применение социальным педагогом других действенных способов и приемов для выявления детей и их семей, имеющих социальные проблемы.
Итоговый документ по стажировке в школе по математике
В данном случае необходимо осветить образовательный материал соответствующего направления, методическое руководство и технические формы педагогической деятельности. Также студенту следует отразить, что в ходе прохождения стажировки, он посещал занятия других педагогов, имеющих достаточный опыт в своей профессии, участвовал в разных внешкольных программах с математическим уклоном и составлял учебные планы.
В конце нужно прописать, что студент хорошо справился со своими обязанностями, освоил планирование учебного процесса и нашел свое место в преподавательской деятельности.
Отчет по практике дефектолога в школе
В данном документе следует отразить, что педагог-дефектолог осуществляет свою деятельность с детьми, у которых наблюдаются отклонения в развитии. Также нужно указать, что за четырнадцать дней практики стажер научился:
- анализировать критические ситуации в учебно-воспитательной работе по своему направлению;
- проявлять сдержанность, трудолюбие и другие профессиональные качества в различных ситуациях;
- основам общения с детьми разного возраста, у которых имеются нарушения в развитии.
Итоговый документ по практике по истории в школе
В данном случае необходимо отразить, что в начале первого этапа студент ознакомился с образовательным учреждением, а именно провел ознакомительные беседы с учениками, рассмотрел внутренние документы школы и детально изучил учебную программу по своей дисциплине.
В основной части документа следует указать, что за время практики учащийся провел семь уроков истории и один классный час по военно-патриотическому воспитанию, а также участвовал в различных внутришкольных мероприятиях.
Отчет по стажировке в спортивной школе
В таком документе рекомендуется рассказать о том, что при прохождении стажировки студент вел активный образ жизни, показывал своим ученика хорошие показатели в определенном спортивном направлении и после учебы занимался внеклассными занятиями по легкой атлетике со школьниками. Также следует указать на собственные разработанные методы учебно-воспитательного процесса, заинтересованность в том или ином виде спорта, и кратко рассказать о нюансах своей будущей трудовой деятельности в спортивной школе.
Отчет по практике в школе по биологии
Готовый документ должен содержать характеристику школьного учреждения и более подробное описание методов преподавания дисциплины. Также следует отразить, что на уроках биологии ученикам были представлены различные экспонаты многих животных, которые обитают в нашей стране.
После этого необходимо рассказать, что за время стажировки практикант научился вести грамотные педагогические наблюдения, анализировать систему профессиональной деятельности учителя по данной дисциплине и рассказать, что во время уроков дети были максимально заинтересованы в преподносимом им учебном материале и правильно отвечали на все поставленные вопросы.
Презентация отчета по практике в общеобразовательном учреждении
На сегодняшний момент все больше ВУЗов требуют от студентов при защите отчета по практике использовать презентацию, которую учащийся делает в определенной компьютерной программе. Здесь должны быть наглядно отображены (фото и описание) все важные аспекты трудовой деятельности практиканта, в том числе:
- структура школы;
- преподавательский состав;
- научные пособия для эффективной преподавательской деятельности;
- обустройство классов;
- трудовой процесс стажера.
В данном случае следует сказать, что презентация итогового документа по практике проводится в специально оборудованном кабинете.