Студент в процессе обучения проходят несколько видов практики, составляет отчет по итогам прохождения, в котором отражается вся проделанная самостоятельная работа в этот период. Расширение, закрепление полученных теоретических знаний, основная цель любого вида практической деятельности.
Отчет по практике — это документ, к которому прилагается дневник, где отмечается поэтапный график проделанной работы, оценочная характеристика, данная за время прохождения стажировки. Все составленные документы должны быть завизированы куратором от предприятия.
С чего начать писать отчет по практике
Требования к оформлению отчетов одинаковы для всех видов практического обучения (учебных, производственных), которые должен пройти студент за время учебы. Отличие только в предметном содержании и объеме страниц конечного продукта.
Студент сам определяет порядок заполнения отчетов о практике, но целесообразнее оформление текста делать в ходе прохождения практического обучения, а не в конце, когда многие аспекты бывают упущены.
Прежде чем приступить к прохождению практической работы, студент должен получить на кафедре у ответственного преподавателя (куратора):
- Консультацию о месте, о задачах практического обучения, о сроках прохождения и сдачи отчета по практике. В отдельных случаях сам студент по согласованию с преподавателем может определить альтернативный вариант практической работы.
- Направление на прохождение практической работы в организацию или учреждение, где студент будет знакомиться с характером производственной деятельности. На документе после завершения практики куратором предприятия делается отметка о начале и окончании фактического нахождения практиканта.
- Методическое указание, где прописаны, как правильно написать и оформить работу. К нему приложены образцы дневника практики, образец характеристики от куратора и текстовый перечень документации для изучения и сбора информации по предмету обучения.
Студент должен ознакомиться с материалами, нормативными документами по изучаемому вопросу, проанализировать деятельность организации, где будет проходить практика. Составить ориентировочный план, отразить ключевые задачи, предстоящей практической трудовой работы, на основании полученных теоретических знаний.
На все вопросы по разъяснению практических задач при выполнении работы, студенту помогут кураторы, как в университете, так и назначенные от предприятия.
Структура отчета
Каждый отчет по практике пишется с соблюдением однотипной структуры. Она определяет содержание, правила заполнения, для упорядочения письменного изложения полученного опыта и знаний. Отчет по практике должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист, в котором указывается:
- полное название заведения, где проходит обучение студент, и по какой специальности;
- в центре листа — тема написания отчета и его вид;
- в нижней части — Ф. И. О. куратора отчета с указанием регалий, его расшифрованная подпись;
- номер группы студента и его Ф. И. О., расшифрованная подпись;
- полное название предприятия, места прохождения работы с указанием дат начала и окончания;
- в самом низу указывается город и год написания отчета.
2. Содержание с указанием номеров разделов и страниц.
3. Введение раскрывает тему практического задания:
- объясняет актуальность обучения;
- дается краткий анализ литературы изучаемой по теме профессии;
- приводятся данные, полученные при выполнении практической задачи;
- указываются цели и поставленные задачи.
4. Основная часть зависит от вида практики:
- В первом разделе излагается структура предприятия, анализируется его производственная деятельность. Приводятся конкретные данные, таблицы, графики характеризующие объемы производства.
- Во втором разделе описываются методы участия практиканта в изучение производственного процесса.
- В третьей части проводится анализ результатов и навыков, которые были получены студентом по итогам прохождения практики. Вырабатывается план включения наработанных материалов в курсовую или дипломную работу.
5. Заключение — это резюме всех полученных знаний и выводов.
6. Предоставление отдельного списка используемой учебной литературы и источников.
7. Приложение к отчету по практике состоит из материалов: графиков, снимков, диаграмм.
Отчет в зависимости от вида практики может составлять до 50 страниц, но не меньше 10. Срок сдачи отчетов определен куратором учебного заведения.
Виды отчетов по практике
Студенты учебных заведений за годы обучения на бакалавра, магистра проходят запланированные в процессе постижения профессиональных навыков несколько видов практик.
После первых курсов обучения назначается учебная, ознакомительная практическая работа, за ней на следующих курсах будут производственные практики, в конце обучения студент выполняет преддипломную, завершающую, практическую деятельность. У каждой практической работы своя организация задач по освоению рабочих навыков будущей профессии:
Учебная, ознакомительная практика позволяет студенту, без погружения в рабочую обстановку предприятий, получить представление о характере выбранной специальности, ознакомиться со структурой и нормативными документами. Такие занятия носят групповой характер, на них студенты накапливают теоретические знания, разъясняющие возможности применения их в реальной работе на предприятии. Отчет по практике имеет небольшие объемы. В нем практикант описывает принципы основной деятельности учреждения, дает ознакомительный анализ, производит в простейшем виде расчеты результатов работы. Прилагает материалы отчетности, графики процессов, диаграммы роста позволяющие оценить состояние производства. Работа по практике должна быть оформлена по утвержденной форме и содержать все положенные разделы.
Студенты, предложившие в отчете по практике конкретные выводы улучшения деятельности предприятия, могут рассчитывать на положительный балл от куратора.
Производственная практика на старших курсах, погружает студента в рабочий процесс предприятия. Ему назначают ответственного куратора, который посвящает в тонкости профессии, помогает получить практические навыки для производства продукции, закрепить теоретические знания. В отчете о прохождении практики описывается производственная деятельность предприятия, ее назначение, задачи и результаты. Участие практиканта в работе, оценка полученного, конкретного, трудового опыта. Приветствуется включение собственных идей и рекомендаций.
Преддипломная практика — завершающая в процессе всего обучения в учебном заведении. На нее возлагаются большие задачи, ответственность. Студент должен показать все чему он научился за прошедшие годы. Прохождение практической деятельности — это первая ступень к дипломной работе. В отчетный документ включают описание полученных практических знаний, делают выводы, анализы, прилагают наработанные материалы.
Вдумчивое отношение к практической работе на производстве, осознание работы изнутри, даст шанс получить положительное признание руководством предприятия выполненной работы, оценить студента, как классного специалиста с дальнейшим трудоустройством.
Написание отчета по преддипломной практике — объемная, содержательная работа на 50 листов. Основная, содержательная часть включает в себя не только описание производственных процессов, но и выводы, анализ внешнеэкономической деятельности предприятия.
Отчет по учебной практике на кафедре в вузе
По результатам окончания учебной, ознакомительной работы на кафедре в вузе практикант предоставляет отчет по практике, в котором отражает пройденную стадию учебного процесса, закрепление теоретических знаний по предмету. Практикант приобретает способность анализировать обучающий материал.
Отчет по производственной практике по пм (профессиональный модуль)
Профессиональный модуль — это основа программы индивидуального, профессионального обучения студентов, направленная на освоение и реализацию знаний, навыков, которая приводит к итогам по каждому виду деятельности.
Модули производственной практики подразделяются:
- ПМ 01- подготовительный;
- ПМ 02- адаптационный;
- ПМ 03- проектировочный, диагностический;
- ПМ 04- деятельностный, экспериментальный;
- ПМ 05- обобщающий, аналитический.
Отчет по практике пм 01
Цель модуля 01 — отразить в отчете по практике понимание студентом сущности избранной профессии. Оценить ее социальную значимость для общества. Закрепить учебный материал. Провести анализ по нормативно-правовой базе отрасли.
Отчет по практике пм 02
В отчете о производственной практике пм 02 студент отражает выполнение обязательного адаптационного задания, проведение самостоятельной деятельности на предприятии. Осваивает типовые методы и способы применения профессиональных навыков. Обучается анализу и оценки эффективности производства.
Отчет по практике пм 03
В состав отчета по практике студента пм 03 входят описание выполнения обязательного задания. Участие практиканта в технологическом производстве предприятия, приобретение навыков по принятию самостоятельных решений задачи в разных ситуациях, в том числе нестандартных. Подведение результатов проектировочных, диагностических, накопительных знаний приобретенных во время практической работы.
Отчет по практике пм 04
В практическом отчете пм 04 отражают характеристику предприятия, его структуру, перечень предоставляемой продукции или услуг. Описывают самостоятельные достижения в формировании умений по профессии и приобретение навыков работы. Ознакомление с электронным документным оборотом на предприятии, овладение функциями компьютерной программы по управлению производством.
Отчет по практике пм 05
Отчет о практике студента пм 05 является заключительным документом всего учебного процесса, выполняет функции допуска к итоговой аттестации (диплому). В нем отражается описание работы, приобретение опыта практической, профессиональной деятельности по специальности, навыков использования компьютерных технологий по управлению процессами производства. Изучение работы высокотехнологичных средств производства и умение ими управлять.
Отчет по преддипломной практике
Преддипломная практика, это применение полученных знаний за годы учебы с обобщающим практическим опытом производственной практики. Материалы по результатам практической детальности будут включены в дипломную работу. Студент активно участвует в производственном процессе, все полученные навыки отражает в своем отчете. Показывает степень освоения технологическими процессами производства, умение пользоваться программным обеспечением.
По результатам практической работы студент проводит анализ технико-экономических показателей предприятия, делает выводы и дает предложения по вопросам улучшения производства продукции. Интеллектуальное развитие, заинтересованность в профессиональной деятельности поможет составить квалифицированный преддипломный отчет по стандартной форме с приложением всех требуемых документов.
Как составить пояснительную записку к отчету
Пояснительная записка — это краткое изложение результатов производственного задания. Она пишется на одном листе, где описываются термины и расшифровка основных понятий из текста.
Как написать характеристику к отчету по практике
По завершении практической деятельности руководитель на производстве пишет характеристику на студента, где описывает личные качества и навыки, который приобрел учащийся за время стажировки.
Положительная характеристика, данная куратором по итогам прохождения практики, повлияет на итоговую оценку отчета.
Как заполнить дневник практики
Формуляр дневника выдается студенту вместе с методическим пособием. В нем отражаются дни посещения предприятия с указанием даты. Дается краткий отчет о проделанной работе в произвольной форме.
Примеры отчетов
Отчет по исследовательской практике
Самостоятельное написание научно-исследовательской работы, основная цель практики в магистратуре. Решение профессионального усовершенствования для дальнейшей деятельности, приобретение руководящего, управленческого навыка работы в коллективе.
Отчет по полевой практике
Цель полевой практике — углубленное изучение материала, закрепление теоретических знаний на наглядных примерах природы. Студенты получают опыт практических изысканий не только в поле, но и в лабораториях.
Отчет о прохождении практики по мдк 01
Производственная практика по профессиональному модулю мдк 01 дает студентам освоение профессиональных компетенций. Практикант знакомится с принципами организации работы предприятия, его структурой, с методами организации труда. Приобретает за время прохождения практики профессиональные навыки, освоение программного обеспечения технологических процессов производства.
Что такое отчет-самоанализ по итогам практики
В отчете-самоанализе студент описывает, что ему удалось выполнить в ходе практики. Какие выводы он сделал и что может порекомендовать в итоге.
Нужен ли отчет о выполнении индивидуального задания по практике
В индивидуальном задании содержатся требования по выполнению конкретной научной задачи, практических исследований. Указываются конкретные сроки выполнения задания и предоставлении отчета.
В чем отличие отчета по практике в техникуме и в образовательном учреждении
К отчетам по практике в техникуме предъявляются такие же требования, как и к студентам института. Студенту выдается методическое пособие, в котором определены основные требования по содержанию и рекомендации по оформлению отчетного материала. Документ составляется по стандартной форме, к нему прикладываются:
- характеристика на студента, заполненная куратором по месту прохождения практики;
- дневник по прохождению практики.
Производственная практика в любом образовательном заведении важна для каждого студента. Она дает возможность познакомиться с будущей профессией, сопоставить теоретические и практические знания. Во время производственной практики у каждого есть возможность проявить свои навыки, знания, способности, анализировать и зарекомендовать себя перед работодателем.