Отчет по педагогической практике, как и любая другая ученическая работа должна составляться согласно общепринятым нормам (ГОСТу), и методическим рекомендация, которые разрабатываются каждым учебным заведением в индивидуальном порядке. Поэтому, чтобы написать, грамотный и правильно-сформированный отчет о педагогической практике, студенту рекомендуется ознакомиться с общими нормами по его оформлению и рассмотреть представленные образцы итоговых работ по стажировке.
Цель и задачи прохождения педагогической практики
Главной целью стажировки является закрепление теоретических знаний, полученных в образовательном учреждении на практике. Прохождение практики по специальности «Педагог» преследует цель создания определенных условий для студента, которые помогут ему получить профессиональные навыки по его специализации и освоить основные методики ведения преподавательской деятельности.
Для достижения вышеперечисленных целей, учащемуся в период прохождения стажировки необходимо выполнить следующие задачи:
- ознакомиться с авторскими способами преподавания в конкретном образовательном заведении, согласно своей специализации;
- изучить методическую литературу, программное и лабораторное обеспечение по определенным дисциплинам, которые предусмотрены учебным планом конкретного образовательного учреждения;
- самостоятельно разработать дополнительные тестовые и методические материалы, которые помогут вести практиканту лекционные и семинарские занятия по определенному предмету;
- более детально ознакомиться с современными образовательными информационными технологиями и методами их внедрения в школьную программу;
- научиться самостоятельно преодолевать проблемные вопросы, которые будут возникать в процессе педагогической деятельности;
- овладеть навыками осуществления самостоятельного, квалификационного и содержательного анализа, который позволит производить контроль качества усвоения преподаваемого материала лицами, получающими то или иное образование;
- самостоятельное проведение уроков с обязательным применением современных технологий преподавания;
- разработать научно-методические материалы по темам конкретных дисциплин и воспитательной работы.
Все вышеперечисленные задачи являются общими для всех видов практики, и могут меняться в зависимости от профессионального направления студента и образовательного учреждения, где он получает теоретические знания.
По окончанию стажировки вне зависимости от полноты полученных практических знаний, студент обязан написать отчет по педагогической практике, согласно которому преподаватель сможет более корректно оценить полученные им на стажировке навыки.
Требования к написанию отчета по практике
Отчет о прохождении педагогической практики должен оформляться в соответствии со следующими общими правилами:
- вся итоговая работа формируется печатным текстом на белых листах формата А4;
- для текстовой части применяются отступы сверху и снизу по 20 миллиметров, справа – 15-20 миллиметров, слева – 25-30 миллиметров;
- ориентация ученической работы — книжная;
- для всей текстовой части документа печатный шрифт устанавливается «Times New Roman». Повествовательная часть работы оформляется размером 14 кегля, а названия разделов жирным шрифтом размеров 16 кегля;
- для оформления абзацев используется выравнивание по ширине без левых и правых отступов, начало каждого абзаца начинается с красной строки через 15 миллиметров;
- междустрочный интервал текстового документа устанавливается полуторный;
- весь документ (за исключением титульного листа и приложений) подлежит сквозной нумерации, также необходимо в порядке очереди нумеровать разделы;
- между разделами делается отступ в одну пустую строку;
- при написании разделов или подразделов запрещается делать перенос слов и ставить на конце точку.
При составлении итоговой работы необходимо пользоваться только общепринятыми, установленными нормативными документами, терминами. Также запрещается использовать разговорную речь. И применять неверные сокращения слов (особенно это касается сокращения физических величин).
Кроме вышеперечисленных общепринятых требований, практикант должен соблюдать структуру итогового документа, которая определяется методическими указаниями университета и включает в себя следующую информацию:
- Титульный лист. Оформляется по установленному шаблону образовательного учреждения, где отображается наименование ВУЗа, название стажировки, ФИО студента-стажера, преподавателя и руководителя практики от организации. Также в нижней части проставляется город, где обучается студент, и год составления данного документа.
- Содержание. Отображает название разделов, их порядковые номера и постраничная нумерация.
- Введение. В данном разделе студенту необходимо определить цели и задачи практики, а также описать структуру и особенности учебной организации, где он проходил стажировку в роли учителя или преподавателя конкретной специализации.
- Раздел 1. В этой части ученической работы студент должен отразить выполнение поручений администрации учебного заведения, где проходила стажировка. В данном случае следует рассказать об ознакомлении с главными составляющими профессиональной деятельности учителя, о нюансах преподавательской деятельности в области определенной дисциплины, ознакомление с правилами ведения отчетных документов учебной программой и установленными федеральными государственными стандартами, на основании которых работает образовательное учреждение. Также следует указать на самостоятельную подготовку конспектов и планов для осуществления занятий по конкретной дисциплине, перечислить список применяемой литературы во время стажировки и виды проводимых учебных занятий, в том числе лекции, семинарские, лабораторные с учениками учебных заведений.
- Раздел 2. Является основной частью всей работы, где практикант должен отобразить освоение организационных форм и методов обучения в определенном учебном заведении, изучение современных образовательных технологий, получение практических навыков учебно-методической деятельности, подготовку учебных материалов по соответствующей теме лекции. Также не лишним будет указать на изучение и применение на практике учебной литературы и программного обеспечения, описать непосредственное участие в учебной деятельности организации, ознакомление с педагогической нагрузкой и посещение занятий проводимых наставником. В конце данного раздела следует отразить методы и приемы организации учебной деятельности с учениками и произвести самостоятельный анализ проведенной своей педагогической работы.
- Выводы или заключение. В данном разделе необходимо подвести итоги пройденной стажировки и отразить какие-именно из заданий были выполнены, а какие нет. Следует указать конкретные причины невыполнения поставленных задач. Также в отчете необходимо отразить проблемные вопросы учебного заведения, касающиеся педагогической деятельности и предложить способы их решения.
- Список литературы. Здесь перечисляются законодательные акты РФ, государственные и муниципальные нормативно-правовые акты, научно-квалификационный справочники и внутренние документы, которыми студент руководствовался, когда проходил стажировку и составлял данный отчет.
Если итоговая работа пишется по производственной практике, то в ее структуру обязательно должна входить личная характеристика учащегося, которая составляется и визируется руководителем образовательного учреждения, и дневник, заполняемый самим стажером.
Образец отчета по преподавательской практике в учебном учреждении
Составляемые итоговые документы по практике разнятся в зависимости от того, в каком именно образовательном учреждении проходила стажировка. Поэтому прежде чем писать отчет по преподавательской стажировке, рекомендуется ознакомиться с образцами таких работ.
Отчет по преподавательской практике в колледже
Итоговый документ по прохождению практики в колледже должен содержать подробную характеристику данного заведения, в том числе количество учащихся и преподавательский состав. Также необходимо отразить нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность, основные направления образовательного учреждения и перечислить предприятия, с которыми заключен договор об обязательном трудоустройстве выпускников данного профессионального лицея. Не лишним будет указать, что стажер за время практики самостоятельно составлял учебные планы, исполнял обязанности педагога и изучал эффективные методы обучения.
Итоговый документ по преподавательской практике в техникуме
В данном итоговом документе необходимо отразить специализацию образовательного учреждения и возможные формы обучения. Также следует указать группу студентов, с которыми стажер проводил классные занятия и другие творческие мероприятия. В заключении отчета нужно отразить положительные и отрицательные стороны учреждения, внести предложения по усовершенствованию преподавательской деятельности техникума и произвести анализ изучаемой профессии.
Итоговая работа преподавательской практики в ВУЗе
В данном случае студенту-практиканту следует отразить современные формы обучения в высшем образовательном учреждении, где проходила стажировка и описать применяемые ВУЗом методики проведения лабораторных работ. Также рекомендуется перечислить следующие задачи, которые стажер выполнил в процессе своей практики:
- приобрел навыки в работе с учащимися ВУЗа;
- получил опыт профессиональной педагогической деятельности;
- самостоятельно разрабатывал программы теоретического и практического обучения;
- участвовал в методической и педагогической работе, которая проводилась на определенной кафедре.
- овладел навыками по определению социальных отношений между студентами и преподавательским составом ВУЗа.
Итоговая работа по стажировке преподавателя дополнительного образования
Готовый отчет преподавателя по дополнительному образованию должен отражать все аспекты практической деятельности студента. В данном случае практиканту следует описать проводимые внеклассные мероприятия с учениками, возможные экскурсии на патриотическую тематику, организацию кружков, и другие способы нестандартного обучения подрастающего поколения. Также необходимо рассказать о занятиях в классах или аудиториях, основанные на здоровом образе жизни, защите экологии, познании исторических ценностей и значение государственных праздников в жизни каждого гражданина.
Отчет по преддипломной преподавательской практике
Студенту необходимо подробно отразить структуру заведения и его управления, описать перечень подготавливаемых специальностей или профессий, указать на самостоятельную разработку плана учебно-воспитательного процесса. Следует прописать материально-техническую базу по преподаваемой дисциплине и применяемые методы и формы контроля за преподавательским процессом. Не лишним будет дать оценку собственным профессиональным действиям и проанализировать педагогику всего образовательного учреждения.
Отчет по производственной педагогической практике
Данная итоговая работа предусматривает отражение результатов педагогических слушаний студента и его участие в лекциях преподавателя-наставника. Здесь следует указать, что при помощи таких действий, он смог получить необходимые навыки для дальнейшего прохождения обучения в ВУЗе и развитие своей профессиональной деятельности в образовательном учреждении по конкретной дисциплине. Также нужно указать на предложенные новые (усовершенствованные) методы воспитательного и обучающего процесса студентов в профессиональных лицеях.
Готовый документ по преподавательской практике для разных предметов
Также стоит учитывать, что итоговые документы по преподавательской стажировке разнятся в зависимости от преподаваемой студентом дисциплины. Поэтому следует рассмотреть образцы отчетов по самым распространенным предметам.
Отчет педагогической практики по физкультуре
Готовый итоговый документ по данной дисциплине должен описывать следующие навыки, полученные студентом:
- осуществление самоанализа урока физической культуры, в том числе нюансы подготовки и методики его проведения;
- способы оценивания физического состояния учеников;
- овладение навыков психолога;
- распределение физической нагрузки согласно медицинским показателям, возрасту и умениям учеников;
- методы организации внеурочной работы с учениками.
Итоговый документ преподавательской стажировки по экономике
Здесь учащемуся требуется рассказать о том, что во время своей стажировки, он проводил со студентами экономического факультета ВУЗа индивидуальные занятия, принимал участие в различных лекциях, семинарах и научных конференциях. В данном случае рекомендуется подробно описать методы самостоятельной педагогики.
Отчет педагогической практики по информатике
В таком документе должны отражаться нюансы пед деятельности по информатике, а именно, какой был проведен инфоурок для учеников, на какой язык программирования был сделан акцент, обеспечение школы или другого учебного заведения компьютерной техникой, а также способы внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс учебного заведения.
Отчет преподавательской практики по английскому языку
В этой работе стажеру необходимо отразить методы преподавания иностранного языка в зависимости от возрастной категории учеников, уточнить сложность самостоятельного ведения уроков по данной дисциплине, а также перечислить перечень художественной и учебной литературы, которая использовалась для обучения школьников.
Итоговый документ учительской практики по математике
В данном случае основной акцент следует сделать на следующие действия, которые студент осуществил во время стажировки:
- мотивацию к учебе;
- актуализацию знаний;
- выявление затруднений в математических задачах различных уровней;
- помощь ученику выйти из данного затруднения;
- закрепление преподаваемых знаний;
- в случае необходимости повторение пройденного материала.
Отчет преподавательской практики по географии
Важно отразить направление дисциплины, по которой проходила стажировка. Также не лишним будет указать, что студент проходил практику в роли учителя по географии и за этот период смог ознакомить учеников с местными географическими особенностями, а именно, рельефом и климатом нашей страны, ее государственным строем и схемой поверхностных течений.
В зависимости от учебного заведения и специализации студента, задачи и цели практики могут меняться.
Отчет педагогической практики по криминологии
В данном случае стажеру необходимо отразить, что он во время практических занятий подробно изучил основы психологии и получил навыки психологического воздействия на подозреваемое лицо. Также следует указать, что при прохождении стажировки студент одновременно исполнял роль слушателя и выступающего на специальных лекциях по криминологии.
Отчет преподавательской стажировки по истории
Основным аспектом данной работы является отражение важных исторических событий, которые были освещены ученикам образовательного учреждения, где проходила практика. Также следует указать, что практикантом был проведен исторический анализ, благодаря которому ученики узнали о роли исторических событий в современном мире.