Отчет по практике в налоговой инспекции – основной документ, который необходимо сдать будущему финансисту-налоговику после прохождения практики. Налоги – неотъемлемая часть современного мира рыночной экономики, вопросы с правомерностью и правильностью их исчисления, а также с полнотой и своевременностью внесения оплаты рано или поздно возникают у каждого человека. Поэтому потребность подготовки грамотного специалиста налоговой системы возникает постоянно, а прохождение производственной практики и верного составления отчетного документа имеют особое значение для студентов.
Цели и задачи прохождения практики в налоговой инспекции
За годы учебы студент сталкивается с тремя видами практики:
- учебной (ознакомительной);
- производственной;
- преддипломной.
От ее вида зависят цели и задачи, которые ставятся на время прохождения стажировки.
Учебная практика – удел первого курса. Цель ее прохождения – получение максимального объема реальной информации о деятельности инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) и приобретение практических навыков для будущей работы по выбранной специальности.
Можно обозначить следующие основные задачи:
- изучить документацию, составляющую правовую основу работы налоговой службы, на основе этого систематизировать и углубить знания, полученные в процессе обучения;
- проследить историю создания и основные этапы развития ИФНС;
- изучить систему структурных подразделений ИФНС, получить практическое представление о задачах и функционале отделов и должностных лиц;
- ознакомиться с алгоритмом и особенностями работы в специализированных программных комплексах ИФНС, с налоговыми режимами и формами организации работы с налогоплательщиками.
При прохождении производственной практики студент уже воспринимается как рабочая единица, ему дают поручения, он не просто учится применять знания, а самостоятельно отрабатывает базовые навыки будущей профессии. Цель практики в принципе не меняется, только добавляется поле для реальной деятельности, где он будет в установленном порядке отрабатывать навыки квалификации и может провести некоторые исследования для курсовой работы или научной статьи.
Добавляются и более конкретные задачи:
- осмыслить рабочий процесс, применить имеющиеся навыки при решении конкретных задач;
- провести анализ деятельности организации, произвести выборку материалов, отражающих результаты анализа;
- осознать правильность выбора профессии, получить первый трудовой опыт.
Поле деятельности по преддипломной практике еще более сужается, оно должно быть связано с темой дипломной работы. Цель и задачи также конкретизируются – углубленное изучение отдельных сторон работы налогового органа, сбор статистических данных для написания диплома.
Требования к написанию отчета по практике
Структура отчета, который требуют учебные заведения, при небольших вариациях обычно имеет единую форму:
- титульный лист;
- справка от предприятия о прохождении практики;
- оглавление;
- введение;
- календарь (дневник) практики (иногда в отчет не входит, а прикладывается к нему);
- основная часть:
- Глава 1. Общая характеристика территориального органа федеральной налоговой службы, в котором проходила практика:
- история становления;
- структура аппарата, полномочия, организация работы.
- Глава 2. Анализ результативности работы налогового органа (включить статистические данные по поступлению налогов, сборов, штрафных санкций);
- Глава 3. Описание индивидуального задания
- заключение (включает собственные выводы и предложения);
- список использованных источников.
Отчет о прохождении практики в налоговой инспекции – довольно объемный документ. Для облегчения его восприятия он должен быть набран на ПК и распечатан, установлены специальные требования к его оформлению:
- шрифт – Times New Roman, размер – 14;
- интервал – 1,5;
- поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм;
- абзац – 1,25;
- выравнивание текста – по ширине;
- нумерация страниц – вверху, справа; на титуле номер не проставляется, но он считается первым;
- каждая глава начинается с новой страницы, печать только на одной стороне листа.
Образец отчета по практике в налоговой инспекции
Написание полного отчета по практике – довольно трудоемкое занятие, успех которого зависит от того, насколько системно и полно велись ежедневные записи по практике. Несмотря на то, что отчет – индивидуальное творчество практиканта, требующее его собственной интерпретации увиденного на производстве, его собственного мнения и рекомендаций, существует ряд моментов, обязательных для отражения в документе.
Во введении необходимо указать, что Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, деятельность ФНС России и управление ею осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, в том числе налоговым кодексом, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.
Раздел «Общая характеристика учреждения» должен включать в себя тщательный сбор информации об истории становления налогового органа, правовой базе его деятельности, организационной структуре, полномочиях и функционале отделов и подразделений. Обязательно включайте в него выборку важнейших положений из нормативных документов, даты, точные и сокращенные наименования, фамилии руководителей, статистику и аналитику.
В разделе «Анализ деятельности ИФНС» надо описать и проанализировать:
- основные разделы годового плана работы службы;
- формы осуществления контроля за выполнением плана, основные показатели его выполнения;
- систему налогообложения, введения специальных налоговых режимов, нюансов их применения в реальных условиях (большинство учебных заведений обязует студентов изучить на практике не менее 5 видов налога: два – на выбор студента и обязательно налог на добавленную стоимость и налоги на прибыль и имущество организаций);
- количество контролируемых налоговым органом предприятий (желательно распределить их по формам хозяйствования и охарактеризовать каждую группу);
- информационные технологии, используемые для обработки данных;
- периодичность и результативность налоговых проверок, алгоритм учета поступления обязательных платежей, своевременность и полноту внесения средств, порядок их анализа (с иллюстрацией фактическими материалами);
- взаимодействие с ответственными лицами органов местного самоуправления по вопросам своевременной уплаты налогов;
- систему информирования населения о возникших у них денежных обязательствах перед государством и нововведениях в формах отчетности, проблемы организации широкого консультирования по актуальным вопросам бюджетной и налоговой систем;
- оптимальность выбора форм отчетности налоговой службы, усиление контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В заключении должны содержаться выводы, сделанные практикантом в процессе практических занятий, описание выявленных проблем и возможных путей их решения. Здесь же студент адекватно оценивает собственную работу.
Отчет по производственной практике в налоговой инспекции
Обычно в период производственной практики студент прикрепляется к одному из отделов организации. И даже если он не получил индивидуального задания перед практикой, необходимо исследовать и описать более подробно одну из сторон работы этого отдела. Например, при работе в отделе регистрации и учета налогоплательщиков можно углубиться в изучение процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей и включения их в единый государственный реестр. А если практикант выбрал отдел камеральных налоговых проверок, подробно рассмотреть проблемы возврата (или зачета) сумм, переплаченных в соответствующий бюджет юридическими и физическими лицами.
Отчет по преддипломной практике в налоговой инспекции
Главное отличие отчета, выполняемого перед написанием диплома, — необходимость выполнения индивидуального задания по наиболее углубленному изучению отдельных сторон работы налогового органа.
Перед прохождением преддипломной практики студент получает задание у руководителя практики на кафедре, определяется с методикой исследования, подбирает необходимую литературу, планирует последовательность и объем выполнения работы, готовит рабочую документацию (расчетные формы, таблицы, и др.). При составлении индивидуального плана прохождения практики необходимо выделить существенную часть времени для изучения тех сторон деятельности ИФНС, которые напрямую связаны с его исследовательской работой.
Соответственно и письменный отчет претерпевает изменения и будет состоять из основной части и приложений.
Основная часть отчета, сохраняя в себе структурные элементы по производственной практике, добавляет в себя подробный анализ тех сторон деятельности ИФНС, которые прямо или косвенно связаны с темой дипломной работы практиканта. Объем отчета существенно увеличивается и должен составлять не менее 35-40 страниц текста.
Вторая часть отчета – приложения, которые состоят из материалов, иллюстрирующих содержание первой части. Здесь могут быть:
- заполненные формы финансового плана и отчетности;
- копии необходимых документов и отчетных данных;
- аналитические таблицы, диаграммы, схемы;
- расчеты и выводы;
- рекомендации и обоснованные предложения по улучшению работы структурного подразделения.