Практика – это волнительный момент в жизни студента, первая возможность закрепить свои теоретические знания на деле. Для того, чтобы процесс обучения смог оценить преподаватель, практиканту нужно заполнить ряд документов. Дневник по практике – один из них.
Что такое дневник по практике
Дневник по практике – это документ, который помогает преподавателю в университете проверить, как прошла производственная практика будущего педагога, психолога, медсестры или логопеда. Этот формат оценивания пед. деятельности студента во время летнего обучения:
- закрепляет пройденный в университете материал;
- демонстрирует связь теоретического и практического процессов обучения;
- закрепляет знания, полученные на протяжении учебного года:
- ставит студента на место взрослого специалиста, вызывает из привычной учебной среды;
- учит лаконично формулировать мысли, темы занятий;
- помогает разработать алгоритм внедрения игровой деятельности в свои профессиональные обязанности.
Дневник практики, в зависимости от места и условий ее прохождения, бывает разных размеров и типов. Готовый документ можно найти в интернете, но без понимания того, как его правильно заполнять, высший балл получить не выйдет.
Структура дневника по практике в детском саду
Четкого плана или требований к содержанию дневника по практике в детском саду нет. Студент получает от преподавателя унифицированную форму, которой нужно следовать во время заполнения документа. Этот шаблон включает в себя несколько блоков:
- Первый блок – информационный. Здесь указываются данные студента, тип практики (педагогическая или преддипломная), а также срок ее прохождения. В этом блоке вносится информация о руководителях практики: от места прохождения и от учебного учреждения.
- Второй блок – план практики. Составляется заранее, перед тем, как студент отправится на место. Включает в себя методические рекомендации, цели прохождения этого вида обучения. Оформляется в виде таблицы. После нее указываются дополнительные задания, если такие имеются. Руководитель практики подписывается в конце блока, подтверждая правильность задач.
- Третий блок – ход выполнения практики. По сути это дневник, который студент должен заполнять ежедневно. В журнале указываются виды работ, которые выполнял учащийся по дням, а также ставится подпись руководителя, которая подтверждает, что практикант на самом деле этим занимался.
- Четвертый блок – анкета для самооценки студента. По стандарту состоит из 6-ти пунктов. Она нужна для того, чтобы между учащимся и кафедрой была обратная связь. У студента спрашивают о том, понравилось ли ему место прохождения практики, была ли у него возможность выполнить все задания, что стало его главным интересом и чего не хватало.
- Пятый блок – отзыв преподавателя. Кроме характеристики, которая оформляется отдельным документов, педагог пишет свой отзыв на работу учащегося: может ли по его мнению студент учить детей, как проходила его учебная практика. В конце идут оценки.
Требования по заполнению дневника по практике
Заполнять дневник по практике в дошкольном образовательном учреждении нужно в соответствии с требованиями Министерства Образования и локальными правилами университета. Правила ВУЗа не могут перечить требованиям вышестоящей инстанции. Во время заполнения отчета в первую очередь стоит обратить внимание на следующие требования:
- Студент должен заполнить информационную часть самостоятельно.
- План работы составляется вместе с руководителем практики. Без его подписи план не может быть использован и принят в дальнейшем на защите.
- Журнал нужно заполнять по ходу прохождения практики, регулярно получая подписи руководителя.
- Отзыв на практику заполняется обоими руководителями – от места прохождения и от университета. Они не должны быть большие, но обязаны охватить все сферы деятельности, в которых был задействован практикант.
Дополнительные правила к оформлению дневника устанавливает программа практики. У каждого направления она своя, поэтому нюансы стоит уточнить на кафедре или у руководителя перед началом заполнения бумаг. Существует ряд универсальных рекомендаций по оформлению отчета:
- Заполненный дневник должен выглядеть аккуратно и чисто.
- Отчет нужно писать коротко и конкретно, без эмоциональной окраски.
- Акцент стоит делать на полученные практические навыки, подчеркнуть, как они связаны с освоенной в университете теорией.
Правильно оформленный дневник практики – это допуск на защиту. Если в оформлении или заполнении будут ошибки, педагог может отправить студента на пересдачу. Чтобы все прошло гладко, в тексте должны быть описания игр детей, общественных мероприятий, в которых участвовал студент. Детальнее всего описывается основное направление деятельности учащегося, которое было указано в его задачах прохождения практики.
Образец дневника по практике в детском саду
Заполнение дневника практики – это индивидуальная работа студента. Большая часть данных заполняется по шаблону, который изменяется в зависимости от конкретного детского сада, возраста детей и требований ВУЗа. Пользоваться примером при подготовке отчета не запрещено, главное – привести его в соответствие тому, как на самом деле проходило обучение. Скачать образец дневника практики в дошкольном образовательном учреждении можно по ссылкам, представленным ниже.
Дневник практики психолога в детском саду
Объект исследования в педагогической деятельности психолога: это работа педагога с детьми, отношение малышей друг к другу, наблюдение за их поведением и психологическим состоянием. Все цели и задачи для практиканта формулируются в соответствии с объектом.
Описание выполненной работы может выглядеть следующим образом:
- Анализ самостоятельной деятельности детей, проверка их базовых навыков самообслуживания.
- Изучение методов коммуникации воспитателя и детей.
- Наблюдение за общением детей в группе, выявление и устранение конфликтных ситуаций.
- Изучение деятельности воспитателя, как отдельного субъекта психологических взаимоотношений в группе дошкольников.
- Работа с должностными инструкциями воспитателя, помощника воспитателя, их анализ и систематизация.
- Индивидуальная работа с детьми над их психологическими проблемами.
- Наблюдение за проведением общественных мероприятий, реакции детей на них.
- Анализ того, как дети играют, с чем они любят взаимодействовать во время игр.
- Как общаются дети со старшей группой и с детьми помладше.
- Изучение того, что именно помогает детям избегать стрессовых ситуаций. Сопоставление их действий с описанными в теории механизмами психологической защиты.
- Привлечение старшей группы к совместной деятельности с младшими детьми путем игр.
- Разработка словесных приемов по успокоению детей, установке с ним быстрого контакта.
- Беседа с родителями детей о проблемах в развитии и социализации.
- Проведение игр с участием ведущего для выявления и развития лидерских качеств детей.
- Анализ особенности восприятия детьми светлого и темного.
Дневник практики медсестры в детском саду
Работа медсестры в детском саду заключается не только в наблюдении за здоровьем детей в группе. Медсестра должна убедиться в том, что навыки самообслуживания и уровень гигиенической культуры воспитанника соответствует возрасту. В условиях детского сада это реализуется через игры и другие активности. Вся информация записывается в дневник по практике в соответствии с установленным оформлением:
- Проведение подвижных игр с детьми. Проверка моторики, рефлексов.
- Разработка методики обучения детей первичным гигиеническим процедурам: чистке зубов, мытью рук, умыванию.
- Изучение дневного сна как одной из основ здоровья детей дошкольного возраста.
- Проведение игр и мероприятий, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Занятия с детьми, направленные на укрепление здоровья.
- Организация «уголка здоровья», информационных материалов для воспитателей.
- Медицинский осмотр детей младшей и старшей групп.
- Проведение утренней гимнастики для укрепления здоровья воспитанников.
- Изучение должностной инструкции медсестры.
- Прогулка с детьми на свежем воздухе, упражнения и активные игры.
- Изучение специального оборудования в кабинете медсестры ДОУ.
- Подготовка ко сну детей младшей возрастной группы.
- Помощь детям младшей группы в их базовых гигиенических потребностях.
Дневник практики логопеда в детском саду
Дошкольное образование призвано не только подготовить детей к школе, но и устранить дефекты, которые возникли из-за недосмотра родителей. Основная задача логопеда – это с помощью игр и личных занятий наблюдать за детьми, находить их речевые дефекты и устранять их. Студент-практикант, выполняя роль логопеда в детском саду, в своем дневнике практики описывает следующие шаги:
- Проведение дидактических игр, направленных на выявление речевых проблем у детей.
- Развитие речевых функций детей в группах и во время индивидуальных занятий.
- Подготовка логопедической базы для воспитателей, создание ознакомительных буклетов.
- Изучение регламента трудовой деятельности логопеда в ДОУ.
- Изучение того, как отношения детей влияют на развитие их речевых функций.
- Организация игр и мероприятий различных видов, которые помогают развитию речевых функций: чтение вслух художественной литературы, импровизированные театральные постановки в игровом уголке, декламация стихов.
- Наблюдение за деятельностью детей, их общением вне коррекционных занятий.
- Разработка собственных игр для детей, пример: передавать мяч по кругу, пока музыка не остановится. Участник, у которого останется в руках игрушка, должен произнести слово на заданную букву. Выбирается проблемный для произнесения звук.
- Контроль внимания детей во время логопедических занятий. Анализ существующих для этого методик.
- Выбор группы для ведения практической деятельности. Сбор информации о данной группе, выбор одного воспитанника с проблемами речевого аппарата для детального изучения.
Во время прохождения практики в детском саду студенту придется столкнуться с разными видами деятельности, которые помогут ему в дальнейшем процессе обучения. Если учащийся заполняет дневник по практике в срок, детально описывает методики, которые были использованы им, а также оформляет бумаги правильно, он получит высший балл без каких-либо преград.