Заключение по учебной практике – самая важная часть отчета по ознакомительной практике. В отличие от производственной или преддипломной стажировке, учебная практика не предполагает особой самостоятельной работы и глубокого анализа деятельности предприятия. Поэтому проверяющие не вчитываются в текст основной части. А вот заключение скажет им все необходимое о практиканте.
Что такое заключение по учебной практике
Заключение представляет собой лаконичный пересказ отчета по практике. Перечислив то, что практиканту удалось увидеть или сделать, необходимо подытожить, что именно дала практика, в том числе:
- осознание правильности выбора профессии, которую он получает;
- наличие пробелов в полученных теоретических навыках;
- выбор более узкой специализации, необходимость самостоятельного, более глубокого изучения отдельных сфер профессиональной деятельности;
- возможные сложности в процессе преобразования знаний в практические навыки, как можно их преодолеть.
Какие выводы должно содержать заключение
Количество выводов в заключении должно соотноситься с количеством задач, поставленных перед началом практики и прописанных во введении отчета. Выводов может быть больше, но никак не меньше, чем поставленных задач. Сам вывод представляет собой выполненную задачу, перефразированную другими словами и дополненную несколькими предложениями о том, что делалось для ее решения.
Например, часто ставится задача «ознакомиться с законодательной базой учреждения». Делается вывод: «В начале практики изучил документы, составляющие законодательную и нормативную базу предприятия. С федеральными законами №…, регламентирующими эту сферу деятельности, я был уже знаком, поэтому больше внимания уделил региональным постановлениям и внутренним локальным актам. Локальные акты представляют большой интерес, так как именно они описывают частные случаи организации работы на предприятии. Они разрабатываются специальной комиссией учреждения, обсуждаются на собрании трудового коллектива и обязательно заверяются директором предприятия».
В подобном ключе делаются выводы по остальным задачам. Если были замечены какие-либо упущения или недоработки в той или иной области работы организации, необходимо их указать и добавить, каким способом можно их устранить. Подобная внимательность при анализе весьма приветствуется проверяющими.
Если задача не была решена, не стоит о ней умалчивать, при защите практики преподаватели обязательно поинтересуются, все ли задачи удалось реализовать. Опишите объективные причины неудачи, возможно, у вас не было доступа к информации, необходимой для ее решения, или недостаточно знаний для ее оценки. В последнем случае необходимо наметить и описать в отчете планы по исправлению этого недочета в своих знаниях.
Фразы-клише, которые помогут составить заключение
Во время прохождения практики я
- ознакомился с … (нормативной базой, структурой организации, функциональными обязанностями специалистов, технологией производства);
- наблюдал за процессом … (производства, транспортировки, проведения проверки качества, установки агрегата, эксплуатации механизма);
- участвовал в процессе … (оформления документов для …, проведения проверки, сопровождения);
- оказал помощь в организации (проведении) …(любого мероприятия);
- проанализировал документацию по …(истории создания организации, нормативной и законодательной базе, организации учета и контроля, оформлению сопровождающих документов).
В процессе прохождения практики я систематизировал и углубил свои теоретические знания по …, получил практические навыки по ….
Что еще написать в заключительной части
Если объем заключения кажется недостаточным, можно добавить в него несколько предложений, в сжатом виде характеризующих предприятие (год создания, профиль, место на рынке, конкурентоспособность, рентабельность).
Точно такую же лаконичную оценку можно дать отделу, к которому был прикреплен практикант, добавив к нему перечисление основных должностных обязанностей по своему рабочему месту.
Можно коротко описать, как строятся отношения внутри рабочего коллектива, что делается для создания дружеской обстановки. Возможно, для сплочения коллектива учреждение практикует проведение каких-либо совместных мероприятий вне стен учреждения. Это могут быть спортивные мероприятия, выезды на природу или практика поздравления с важными праздниками.
Описание полученного личного опыта, сделанных открытиях тоже не будет лишним в заключении.
Можно проанализировать то, как была организована сама практика. Недостаточное внимание куратора, отсутствие допуска к необходимым для анализа документам, неорганизованный проезд или непредусмотренная организация питания – моменты, на которые стоит обратить внимание проверяющих и доброжелательно предложить устранить подобные недочеты к моменту следующей практики.
Образец заключения к отчету по учебной практике
За время практики (15-30 апреля 2019 г.) я ознакомился с работой предприятия «…» в общих чертах, а с работой … отдела более подробно. Главное, что я вынес из практики, — понимание, что правильно выбрал свою будущую профессию. Мне очень понравилось … (работать с цифрами, помогать людям, заниматься с механизмами, участвовать в процессе создания…). Конечно, я еще многого не знаю, но мне удалось применить некоторые знания на практике, например, … Я еще не определился с будущей специализацией, но больше всего меня привлекла работа специалиста по …
В начале практики была обзорная экскурсия, я получил общее впечатление об организации. Предприятие давно на рынке, его работа налажена, но у меня возникли вопросы по организации … (краткое описание недочета). Считаю, что если… (вариант решения), то можно облегчить процесс… (улучшить работу …).
Анализируя организацию документооборота, могу сделать вывод, что отношение в учреждении к составлению, обработке и хранению документов очень ответственное. Однако большим минусом является то, что большой объем архивной, но часто необходимой для работы информации до сих пор хранится лишь на бумажных носителях, и ее поиск и обработка занимают довольно много времени. Потерю эффективности можно решить путем максимально быстрого перевода всех документов в цифровой формат и включения их в единую автоматизированную систему документальной информации, существующую в учреждении.
Считаю практику необходимым и очень важным элементом обучения студентов. Лично мне она помогла ясно представить свое будущее место работы, сориентировала в том, какие профессиональные навыки мне нужно приобрести, какие личностные качества необходимо развить.
Не стоит унывать и опускать руки! Даже если практика была чисто номинальной, и кроме обзорной экскурсии по предприятию студенту доверили только протереть пыль в архиве, в отчете это может прозвучать вполне достойно: «Изучил архивные документы по истории создания учреждения и ознакомился с условиями, созданными для комфортной работы коллектива».