Отчет по преддипломной практике в детском образовательном учреждении (ДОУ) – серьезное самостоятельное исследование, которое станет базой для написания дипломной работы. Сама же практика потребует от студента кроме наличия знаний и навыков работы с детьми дошкольного возраста еще и немало терпения, усидчивости, ответственности.
Цели и задачи прохождения преддипломной практики студента в ДОУ
Учебная и производственная практики предусматривают, что студент только наблюдает, а его прямое общение с детьми происходит очень дозировано и под постоянным контролем воспитателей. Преддипломная практика предполагает большой объем самостоятельно запланированной и проведенной системной работы с группой детей. Поэтому главной целью практики станет развитие имеющихся и получение новых профессиональных навыков, компетенций, опыта. Специфическая, но не менее важная цель преддипломной практики – формирование навыков организации и проведения научно-исследовательской деятельности, которая послужит основой для дипломного проекта.
Задачами практики становятся:
- получение практического опыта работы с детьми разных возрастных групп и разного уровня развития; формирование технологий, методов и приемов работы с ними, а также с их родителями;
- апробация на практике теоретических аспектов темы дипломной работы;
- практическое овладение видами и методами исследований, реализация творческого подхода к методикам и технологии исследования.
Требования к написанию отчета по практике
Требования к оформлению отчетных документов студентов сформулированы в ГОСТе 7.32-2001:
- для набора текста используется шрифт Times New Roman, кегль – 14;
- поля следующие: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм;
- абзац – 12,5 мм;
- интервал должен быть полуторный (для названий таблиц, рисунков, заголовков глав и параграфов применяется одинарный);
- выравнивать текст нужно по ширине, рекомендуется использовать опцию «запрет висячих строк»;
- нумерация страниц проставляется внизу с правой стороны или по центру, арабскими цифрами; титул при подсчете является первым, но на нем номер не ставится;
- каждый элемент работы (введение, разделы, подразделы) начинается с новой страницы, печать только на одной стороне листа.
Образец отчета по преддипломной практике в ДОУ
Я проходил преддипломную практику в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №12 комбинированного вида «Капелька» г. Казань с … по … 2019 г. Общая численность детей – 120 человек, они распределены на 6 возрастных групп. Расписывается возрастной состав и численность групп, режим работы учреждения, длительность пребывание детей с указанием на регламентирующие документы, укомплектованность педагогическими и медицинскими кадрами. Более подробно описывается материально-техническая база для проведения образовательной и оздоровительной деятельности с детьми, состав учебно-методического комплекса, как организовано предметно-развивающее пространство.
Учреждение располагается в двухэтажном типовом кирпичном здании, имеет достаточно большую прилегающую территорию. Перечисляются основные помещения ДОУ, их оборудование, предметно-развивающая среда в групповых помещениях, оформление холлов, оборудование детских площадок, песочниц, игровых и спортивных построек на территории, прогулочных веранд.
На время практики я был прикреплен ко второй группе раннего возраста (2-3 года) в качестве помощника воспитателя. Сначала я ознакомился с должностными инструкциями и техникой безопасности на рабочем месте. Изучая режим дня группы, определился со своими обязанностями. Хронометраж деятельности воспитателя представлен в таблице … (время – режимный процесс – деятельность воспитателя – деятельность помощника воспитателя – деятельность детей). Проводится анализ режимных моментов на их соответствие времени проведения, наличие установок, соответствие возрастным возможностям, особенностям развития, разнообразие приемов привлечения внимания, его удержания и повышения интереса. Прописываются и приемы активизации речи, использование наглядных пособий, выразительность и доступность речи воспитателя. Отдельно анализируется календарный план работы воспитателя (на неделю или на месяц).
Очень важной задачей при работе с детьми раннего возраста является формирование у них культурно-гигиенических навыков и предпосылок нравственного поведения. Описываются способы и методы формирования этих навыков, какие операции и приемы используются чаще всего. Обращается внимание на то, какие особенности детей этого возраста учитываются, описываются варианты игр, инсценировок, выравнивающих уровень усвоения навыков детьми группы.
Тема моего научного исследования связана с организацией у детей раннего возраста образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению. Анализируя работу, которая ведется в группе, можно обратить внимание на следующие моменты: … Дается анализ мероприятий, проводимых воспитателем в группе, описываются методы работы, виды игр, их сюжеты, дидактический материал, степень участия воспитанников, их заинтересованность, приемы активации речи и деятельности детей.
В рамках исследования провел диагностику уровня развития детей, использовал для этого методику … Описываются технология исследования, обработка результатов, выводы, к которым пришел студент. Заполненные листы наблюдений, таблицы, а также образцы детской деятельности в виде рисунков выносятся в Приложение.
Исходя из полученных результатов исследования, запланировал следующие мероприятия для совместной деятельности с детьми: … Кратко описываются запланированные мероприятия (полный конспект выкладывается в Приложение), с обязательным указанием их целесообразности, поставленных задач, анализируется их проведение, собственное участие, результативность. Указывается, с какими сложностями пришлось столкнуться, какой выход был найден.
Работа по познавательно-речевому направлению не будет результативной, если ее не продолжать дома, в семье. Поэтому обязательно должна быть запланированы беседы с родителями детей. Я провел … Описывается система работы с родителями, указываются трудности и их решение, обобщается результативность.
В группе есть …детей с задержкой речевого развития. Они требуют специальной коррекционной работы. Медицинские работники детского сада осуществляют медикаментозную поддержку, назначенную врачами, а педагоги проводят индивидуальную коррекционную работу с такими детьми. Перечисляются коррекционные моменты, используемые на занятиях, прописываются индикаторы, помогающие отследить ее результативность. Описывается та часть работы, которую доверили провести практиканту.
Подводя итоги практики, … Делаются выводы по прохождению практики, перечисляется помощь, оказанная практикантом в изготовлении пособий и атрибутов, анализируется собственная исследовательская работа, свои достижения и впечатления, перечисляются предложения, направленные на улучшение работы учреждения дошкольного образования.