Отчет по преддипломной практике учителя начальных классов

Завершающим этапом преддипломной стажировки преподавания у детей 1-4 классов является отчет по педагогической практике в начальной школе. Для его составления потребуется собрать весь материал, наработанный за время стажировочной деятельности. Чтобы сформировать качественный документ, требуется не только ознакомиться с методическими рекомендациями, но и изучить образцы готовых работ.

Цель и задачи прохождения преддипломной практики учителя начальных классов

Преддипломная пед стажировка является завершающей ступенькой обучения будущего учителя начальных классов, готовящая к самостоятельной учебно-воспитательной деятельности в школе. Основная цель преддипломной практики – определить уровень готовности студентов к профессиональной педагогической работе, выявить квалифицированность стажера и усовершенствовать навыки профессионального мастерства. Учитель начальных классов – это универсальный педагог, поэтому и практика должна быть многофункциональной, обхватывать обширный ряд задач:

  • организация благотворной педагогической обстановки для развития учащихся;
  • построение учебно-воспитательного процесса с применением современных технологий;
  • проведение анализа собственных знаний практиканта;
  • взаимодействие с педагогическим и родительским коллективом; 
  • решение вопросов, касающихся воспитания учащихся;
  • определение оптимальных методов и приемов проведения уроков;
  • развитие педагогического сознания и профессиональных компетенций у будущих специалистов;
  • формирование собственного стиля преподавания в начальных классах;
  • получение опыта преподавательской деятельности;
  • проведение научно-исследовательской работы для наполнения дипломного проекта.

В ходе стажировки у будущего учителя должен выработаться определенный набор компетенций, который позволит повысить уровень профессионального мастерства и проводить интересные уроки. К общекультурным компетенциям можно отнести следующие:

  1. Правильная постановка целей и мотивация учащихся, организация и контроль вовлеченности детей, повышение качества образовательного процесса.
  2. Планирование собственной деятельности учителя, решение профессиональных задач, повышение эффективности труда преподавателя.

Наравне с общекультурными, практикант формирует и ряд профессиональных качеств:

  • проведение учебной и внеурочной деятельности, согласно профилю образовательной программы;
  • составление тематических планов уроков и внеклассных мероприятий;
  • планирование внеурочной предметной деятельности;
  • разработка наглядных пособий и дидактического материала;
  • ведение учительского документооборота (тетради и дневники учащихся, классный журнал);
  • проведение исследований и экспериментов в области педагогики;
  • составление отчетов о собственной педагогической деятельности, в виде докладов и рефератов;
  • развитие коммуникативных навыков и взаимодействие с коллегами.

В результате преддипломной практики у студента выработается навык ведения классного руководства, самоконтроля во время уроков и умение вовлекать детей в учебно-воспитательные процессы.

Работа учителя начальных классов неразрывно связана с психологическими дисциплинами, поэтому стажировка поможет глубже изучить возрастную анатомию и физиологию учащихся. Результаты практики должны быть самостоятельно проанализированы и подробно описаны в отчете.

цели и задач преддипломной практики

Требования к написанию отчета по практике

Доклад должен формироваться на основе прохождения нескольких этапов:

  1. Наблюдение за работой наставника – руководителя практики.
  2. Самостоятельное проведение учебных занятий.

Наряду с основным текстом отчета, в качестве приложений, документ должен содержать следующие материалы:

  • конспекты, проводимых практикантом уроков;
  • пособия и наглядные разработки, самостоятельно созданные стажером;
  • календарно-тематический план на период практики;
  • дневник оценок проведенных уроков, заполненный руководителем стажировки от учреждения;
  • дневник практики;
  • характеристика и оценка профессиональной подготовки студента, с печатью организации, подписью учителя-наставника и директора школы. 

Структурная составляющая документа должна иметь разделение на теоретическую и практическую части, которые следует «разбить» на тематические главы и параграфы. Теория должна содержать ряд обязательных пунктов:

  • информационная страница;
  • данные о школе: расписание звонков и уроков, список класса;
  • табель успеваемости учащихся.

Также стажеру необходимо провести мониторинг деятельности учителя-наставника, на котором будет базироваться работа самого практиканта. Практическую часть необходимо строить на перечислении должностных обязанностей, описании проведенных уроков и анализе собственной работы интерна.

Оформляется отчет в соответствии с рекомендациями, указанными в методических разработках вуза, которые формируются в соответствии с государственными стандартами. Текст документа набирается черным цветом, с применение шрифта Times New Roman 14 размера. Заголовки располагаются по центру и выделяются полужирным начертанием, вся остальная информация выравнивается по ширине листа. К форматированию разметки применяются следующие настройки:

  • левое поле – 3 см;
  • верхнее и нижнее поля – 2 см;
  • правое поле – 1,5 см;
  • абзацные отступы – 1,25 см;
  • межстрочный интервал – полуторный.

Текст должен быть выстроен логично, содержать списки, таблицы, графики и рисунки со ссылками на источники. Номера страниц следует располагать в правой нижней части листа (или по середине).

Все материалы распечатываются на белых листах формата А4 и оформляются в файловую папку по следующему плану:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Основной отчетный текст (теория и практика).
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
  7. Приложения.
структура отчета по преддипломной практике

Образец отчета по преддипломной практике учителя начальных классов

Основная информация, которую необходимо отобразить в отчетном материале студента-практиканта, должна полностью раскрывать деятельность стажера в школе: количество проведенных уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и изобразительного искусства, с приложением конспектов уроков. Практиканту необходимо подробно описать проведенные внеклассные мероприятия и составить самоанализ педагогической стажировки. Также доклад должен раскрыть информацию о поведении учащихся на уроках и содержать оценку вовлеченности детей в процесс получения знаний.

В качестве примера можно изучить образец практического отчета студента, проходившего стажировку во втором классе начальной школы.