Отчет по педагогической практике в школе

Отчет по педагогической практике в школе должен информировать о  теоретических знаниях и практических навыках студента. Стажировка является обязательным процессом в ходе получения педагогического образования студентов. Ее проходят учащиеся старших курсов один раз в год. А от правильности написания и составления отчетного документа будет зависеть итоговая оценка по практике.

Цель и задачи прохождения педагогической практики в школе

Первоначально стажеру необходимо выявить цели и задачи стажировки в образовательном учреждении. Базовой целью практики является овладение фундаментальным опытом ведения уроков в школе с разновозрастным ученическим составом. Наравне с целями, педпрактика содержит ряд задач:

  1. Организация учебно-воспитательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными характеристиками учащихся.
  2. Развитие и укрепление идейно-концептуальных познаний в учебно-воспитательной деятельности.
  3. Умение анализировать собственную деятельность.
  4. Раскрыть и реализовать педагогический потенциал.
  5.  Формирование организаторских способностей и увлечение учащихся в учебный процесс.

Во время практики студент будет оттачивать умения преподавательской деятельности. Стажировка способствует формированию профессиональных качеств и выработке компетентных навыков учителя:

  • выявлять методы работы с учащимися в зависимости от психолого-педагогических особенностей аудитории;
  • организация рабочего места учащегося на уроках;
  • возможность уделять внимание каждому ученику;
  • планирование и составление индивидуальных графиков обучения;
  • применять на уроках приемлемые методические средства;
  • разрабатывать планы учебных процессов, кружков и факультативов;
  • составлять конспекты уроков;
  • строить учебную деятельность в соответствии с программами дисциплин;
  • умение определять цели учебных занятий, выделять обучающие, воспитательные и развивающие направления.

Педагогическая стажировка позволяет больше овладеть коммуникационными функциями. Работа с детьми – это энергозатратный процесс, поэтому будущему педагогу необходимо уметь правильно активизировать деятельность учеников на уроках. Молодой специалист должен овладеть способностью формирования новых знаний, на основе уже имеющейся интеллектуальной базы.

Еще одна задача стажера – это совершенствование организаторской функции, умений строить взаимоотношения с педагогическим коллективом, учащимися и администрацией учреждения. Дополнительно практиканту необходимо научиться регулировать возникающие в классе конфликты.

Педагоги формируют мировоззрение своих подопечных, поэтому стажеру необходимо уметь правильно выражать свои мысли и корректно отвечать на вопросы со стороны учеников, вызывая интерес к предмету. По итогу практики требуется систематизировать полученный опыт и описать его в отчетном документе.

цель и задачи педагогической практике в школе

Требования к написанию отчета по практике

Отчетный документ студента должен начинаться с титульного листа, содержащего информацию о вузе, ФИО студента и руководителя, название практики (учебная, производственная, преддипломная). Далее следует содержание и введение. В вводной части необходимо описать целевую направленность стажировки, задачи, степень материально-технического обеспечения, дать характеристику учебного заведения. 

Основная часть доклада должна полностью отражать педагогическую деятельность и состоять из следующих разделов: «Учебная работа», «Воспитательная работа», «Научно-исследовательская работа». Главы должны быть сформированы с помощью следующей информации:

  1. Число уроков, которые подготовил и проводил студент. Описать основные трудности, возникающие во время тематического планирования.
  2. Уровень использования современных информационных технологий и формирование собственного дидактического материала.
  3. Организация дополнительных уроков с учащимися.
  4. Тематическая направленность воспитательных мероприятий, трудности, возникающие при проведении внеклассных уроков.
  5. Опыт организации индивидуального воспитательного процесса.
  6. Индивидуальное задание для собственной научно-исследовательской деятельности. Описать принципы сотрудничества с педагогическим коллективом, для достижения поставленных целей в исследовании.

Итогом отчета должно стать заключение, характеризующее условия практики и качество технико-методического наполнения учебного заведения. Дать оценку собственной работе, отметить положительные и отрицательные свойства. Можно изложить рекомендательные отзывы, касающиеся улучшения образовательного процесса. Завершается отчет списком использованной литературы, которым практикант руководствовался во время подготовки документа.

Внешне отчет должен иметь оформление в соответствии с требованиями ГОСТа и методическими указаниями ВУЗа. Набирать текст надо шрифтом Times New Roman 14 го размера. Документ должен быть поделен на смысловые главы и параграфы, иметь абзацы, маркированные и нумерованные списки. Выравнивание текста производится по ширине листа, исключение составляют заголовки, которые выделяют жирным начертанием и располагают по центру. Разметка страницы настраивается в соответствии со следующими показателями:

  • абзацный отступ: 1-1,25 см.;
  • верхнее и нижнее поле: 2 см.,
  • правое поле: 1 см.,
  • левое поле: 3 см.,
  • полуторный межстрочный интервал с добавлением интервала между абзацами одного стиля.

Доклад излагается от первого листа, распечатывается на листах формата А4. Формируется в файловую папку вместе с дневником стажировки и характеристикой.

Образец отчета по педагогической практике в школе

Результаты стажировки необходимо подробно описать в отчете. Документ школьного психолога значительно отличается от доклада учителя-предметника. Это связано с обширностью специализации и увеличенной психологической ответственностью.

Отчет по психолого-педагогической практике в школе

Основные задачи школьного психолога – это создание комфортных условий для освоения образовательного минимума по учебным программам, а также организация контролирующей работы со слабоуспевающими учениками. Руководителем интернатуры в школе является педагог-психолог, который занимается коррекционной работой, консультирует родителей и преподавателей, производит психологическую диагностику и профилактику. Должностные инструкции специалиста можно оформить в виде приложения к отчету.

Важной составляющей текста доклада является описание работы практиканта, применяя различные методики и приемы психологического подхода:

  • анализ состава класса в соответствии с психотипами;
  • анализ поведенческих рефлексов на различных уроках;
  • разработка ответов и консультирование школьников по задаваемым вопросам;
  • составление памяток и методичек для родителей первоклассников;
  • проведение социально-педагогических тренингов;
  • изучение поведения школьников во время уроков и на перемене;
  • работа в группах, осуществляя взаимодействие с каждым членом ученического объединения;
  • внеклассные уроки, направленные на адаптацию школьников.

Студенту необходимо разработать план работы на весь период педпрактики, включающий в себя образцы тестов, примерные вопросы для учащихся и сценарии внеклассных мероприятий. Данный план также необходимо включить в отчет. 

Отчет-самоанализ по педагогической практике в школе

Анализирующая отчетность помогает выявить «пробелы» в знаниях и навыках практиканта, определить сферы, которые требуют глубокой проработки в зависимости от учебного предмета. В качестве примера представлен самоанализ студента лингвистического факультета, его могут использовать как учителя русского языка, так и английского.

В докладе необходимо отметить, что во время практики, помимо обучающих форм, студент выполнял обязанности классного руководителя:

  • провел классный час по профориентационной теме;
  • разработал внеклассный план мероприятий;
  • вел активную работу с родителями учеников.

Оценке должна подвергаться вся деятельность практиканта: и познавательные мероприятия, и воспитательные, и развлекательные. Учащийся должен разобрать проведенные уроки, оценить собственную компетенцию и поведение детей на учебных занятиях. Дополнительно необходимо описать отношение основного педагогического коллектива к практиканту и его урокам.